Типы документов



Решение Пензенского УФАС России от 10.01.2014 N 2-03/27-2013 <О прекращении производства по делу ввиду отсутствия в действиях хозяйствующего субъекта злоупотребления доминирующем положением, выразившегося в нарушении порядка вывода из эксплуатации тепловых сетей>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 января 2014 г. № 2-03/27-2013

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 января 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
1. К.О.Н. - руководителя управления, председателя Комиссии,
2. Д.Е.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
3. П.Е.А. - главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
4. П.В.И. - главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
при участии
заявителя: гражданина И.А.Н.
со стороны:
- ООО "ТП":
П.В.Н. - юрисконсульта (доверенность от 25.10.2013, б/н);
- ООО "ТК":
П.В.Н. - юрисконсульта (доверенность от 25.10.2013, б/н);
От Администрации г. Н. Ломов получено письмо от 18.12.2013 № 3142 с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
рассмотрев дело № 2-03/27-2013 по признакам нарушения ООО "ТП" <...> (далее - ООО "ТП" и ООО "ТК" <...> (далее - ООО "ТК") в составе группы лиц части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Пензенское УФАС России обратился житель города Нижний Ломов Пензенской области И.А.Н. на действия теплоснабжающей организации ООО "ТК" по отключению 8 квартирного дома <...> от сети теплоснабжения.
По запросу Пензенского УФАС России Администрация г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее - Администрация г. Н. Ломов) в письме от 17.10.2013 № 2573 сообщила, что на территории города Н. Ломов услуги по теплоснабжению оказывает единственная организация - ООО "ТП". Дом <...> отапливался в 2012 - 2013 отопительном периоде от котельной "НЖ", которая в настоящее время ликвидируется.
ООО "ТП" в письме от 29.10.2013 № 181 сообщило, что собственники жилых помещений дома <...>, состоящие в договорных отношениях с теплоснабжающей организацией, были официально уведомлены о предстоящем отключении указанного жилого дома и необходимости перевода на индивидуальное отопление. В качестве доказательства уведомления жителей приложены "Предупреждения" о предстоящем расторжении договора поставки теплоснабжения, направленные ООО "ТК" жителям вышеуказанного дома.
Приказом Пензенского УФАС России от 08.11.2013 г. № 193 в отношении ООО "ТП" и ООО "ТК" в составе группы лиц возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 08.11.2013 г. дело № 2-03/27-2013 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 28.11.2013 г.
На заседании Комиссии Заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении, пояснив, что с ноября 2012 квитанции за отопление жителям дома <...> выставляло ООО "ТП". В апреле 2013 года им было получено предупреждение о расторжении договора теплоснабжения от ООО "ТК". В июне и сентябре 2013 года (06.06.2013, 26.06.2013, 27.09.2013) Администрацией г. Н. Ломов и представителями ООО "ТП" проводились собрания жильцов дома <...> о принудительном переводе на индивидуальное отопление. И.А.Н. пояснил, что с мая 2013 года им были направлены жалобы в Нижнеломовскую межрайонную прокуратуру, в Администрацию г. Н. Ломов, в управление ЖКХ Пензенской области, в администрацию Президента РФ, в ООО "ТК" с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и недопущении незаконного отключения теплоснабжения жилого дома <...>. Также Заявитель сообщил, что в настоящее время тепло по сети теплоснабжения в вышеуказанный дом не подается. В связи с началом отопительного сезона все жильцы вышеуказанного дома вынуждены были на собственные средства приобрести и смонтировать индивидуальное отопление, затратив на непредвиденные расходы от 50 до 60 т. руб. на 1 квартиру. Жильцы дома несут существенный материальный ущерб и моральный вред.
Представитель Ответчиков по делу не согласился с тем, что в действиях ООО "ТП" и ООО "ТК" содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства. В обоснование своих доводов сослался на то, что Постановлением администрации города Н. Ломов от 14.06.2011 № 176 "Об утверждении муниципальной целевой программы Модернизация и строительство сетей теплоснабжения в городе Нижний Ломов" определен перечень домов, которые предполагалось в 2013 году перевести на индивидуальное газовое отопление, в том числе и дом <...>.
Представитель Ответчиков пояснил, что после проведенного ООО "ТП" анализа схем теплоснабжения в связи с нерентабельностью котельной "НЖ", решено было ликвидировать сети, по которым осуществлялось теплоснабжение указанного дома. В связи с чем 16 января 2013 в Администрацию г. Н. Ломов от ООО "ТП" было направлено уведомление о предстоящем отключении многоквартирных домов от центрального отопления в 2013 - 2014 отопительном периоде, в том числе и дом <...>. Уведомления жителям были направлены от ООО "ТК" в апреле - мае 2013 года. Вывод сетей теплоснабжения был также предусмотрен новой схемой теплоснабжения города. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в январе 2013 года в Администрацию г. Н. Ломов о выводе из эксплуатации данного участка сети. Представитель ответчиков по делу указал, что в данной ситуации порядок вывода из эксплуатации участка тепловой сети не был нарушен. Уведомления жителям были направлены. В установленный законом срок возражений не поступило, а значит вывод из эксплуатации участка тепловой сети можно считать согласованным.
Представитель Администрации г. Н. Ломов поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях. Кроме того, указал, что Постановлением Администрации города Н. Ломов от 14.06.2011 № 176 "Об утверждении муниципальной целевой программы Модернизация и строительство сетей теплоснабжения в городе Нижний Ломов" дом <...> был включен в программу по переводу жилых помещений на индивидуальное отопление. Неоднократно проводились собрания с жильцами дома. В соответствии с Постановлением Администрации г. Н. Ломов от 22.04.2013 г. № 145 "О внесении изменений в муниципальную целевую программу "Модернизация и строительство сетей теплоснабжения в городе Нижний Ломов" на перевод жилых помещений выделялись денежные средства, на которые жителям была подготовлена техническая документация. В настоящее время во всех квартирах установлено индивидуальное отопление.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств, рассмотрение дела № 2-03/27-2013 было отложено.
На заседании Комиссии 19.12.2013 г. Заявитель поддержал свои требования, изложенные в заявлении. Кроме того, пояснил, что на данный момент индивидуальное отопление в квартирах дома <...> должным образом не оформлено, наружная газовая сеть не введена в эксплуатацию. Все это может привести к отключению их дома от сети газоснабжения.
Представитель ответчиков к ранее изложенной позиции добавил, что уведомления жителям от имени ООО "ТК" (вместо ООО "ТП") были направлены ошибочно.
Представители Администрации г. Н. Ломов на заседание Комиссии не явились. В адрес Пензенского УФАС России направили письмо от 18.12.2013 № 3142 с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
Между Администрацией г. Нижний Ломов и ООО "ТП" по итогам проведения открытого конкурса заключен договор аренды объектов муниципального теплохозяйства муниципального образования от 19.12.2011 г. № 11-2011.
В соответствии с данным договором по акту приема-передачи ООО "ТП" переданы три котельные и тепловые сети, в том числе котельная "НЖ" и теплотрасса от МУГПО ЖКХ ул. <...>/котельная "НЖ" протяженностью 339 м.
Теплоснабжение дома <...> в 2012 - 2013 отопительном периоде осуществлялось ООО "ТП" от котельной "НЖ" по вышеуказанной теплотрассе.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. 06.05.2011), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Квитанции собственникам дома <...> за услугу отопления с ноября 2012 года выставляло ООО "ТП".
В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц видами деятельности ООО "ТП" являются производство (код ОКВЭД 40.30.14), передача (код ОКВЭД 40.30.2) и распределение (код ОКВЭД 40.30.3) пара и горячей воды (тепловой энергии).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.
На основании статьи 3 и статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, в том числе в сфере деятельности, связанной с оказанием услуг по передаче тепловой энергии.
Исходя из выше изложенного, ООО "ТП", осуществляя деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), является субъектом естественной монополии, в связи с чем занимает доминирующее положение на рынке по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) с долей более 50% в границах пролегания сетей.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ТК" в настоящее время ликвидируется и руководителем ликвидационной комиссии является К.М.В., директором ООО "ТП" также является К.М.В.
В соответствии с пунктами 2 и 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства). Лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 части 1 вышеуказанной статьи признаку.
В силу указанных норм, ООО "ТК" и ООО "ТП" признаются группой лиц.
Как следует из представленных документов, 16.01.2013 года ООО "ТП" направило в Администрацию г. Н. Ломов уведомление. В уведомлении указало, что на основе проведенного анализа схем теплоснабжения в связи с нерентабельностью котельных ООО "ТП" в отопительном сезоне 2013 - 2014 гг. отключит от центрального отопления 4 дома, в том числе дом <...>.
В качестве подтверждения согласования с потребителями тепловой энергии о выводе тепловых сетей из эксплуатации ООО "ТП" представило на рассмотрение дела копии почтовых уведомлений о вручении и "предупреждения", направленные в апреле - мае 2013 года жителям указанного многоквартирного дома от имени ООО "ТК".
Согласно материалом дела, дом <...> состоит из 8 квартир. Собственники квартиры 2 получили "Предупреждение" по средствам почтовой связи - 24.05.2013 г., № 3 - 20.04.2013 г., № 4 - 04.04.2013 г., № 5 - 23.04.2013 г. Собственники квартиры № 6 получили "Предупреждение" 28.05.2013 г.
Собственники квартир № 1 и № 8 до начала отопительного сезона 2012 - 2013 самостоятельно перешли на индивидуальное отопление.
Направленное ООО "ТК" "предупреждение" содержало следующее: "в связи с принятием муниципальной целевой программы, утвержденной Постановлением администрации города Нижний Ломов от 14.06.2011 г. № 176, а также реализацией комплекса мер по переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление, ООО "ТК" предупреждает о необходимости перевода занимаемого жилого помещения на индивидуальное отопление. С начала отопительного сезона 2013 - 2014 договор поставки теплоэнергии будет расторгнут".
ООО "ТП", осуществляющее теплоснабжение дома <...> в 2012 - 2013 отопительном периоде, уведомлений потребителям тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей не направляло.
ООО "ТП" вывело из эксплуатации участок теплотрассы, расположенный по адресу г. Н. Ломов <...> 13.05.2013 года, что подтверждается представленным в материалы дела актом вывода из эксплуатации участка тепловых сетей.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" утверждены правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - Правила вывода из эксплуатации тепловых сетей).
Согласно Правилам вывода из эксплуатации тепловых сетей, в случае если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения или городского округа (далее - схема теплоснабжения), вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения.
В соответствии с Постановлением Администрации г. Нижний Ломов от 22.04.2013 г. № 145 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижний Ломов от 14.06.2011 № 176 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Модернизация и строительство сетей теплоснабжения в городе Нижний Ломов" дом № <...> был внесен в перечень домов для осуществления мероприятий по проведению работ по переводу на индивидуальное отопление квартир в 2013 году.
В соответствии со схемой теплоснабжения, действующей на момент принятия ООО "ТП" решения о выводе из эксплуатации тепловых сетей, участок тепловой сети, подходящий непосредственно к дому № <...>, находился в эксплуатации.
В сентябре 2013 года Постановлением Администрации г. Н. Ломов от 04.09.2013 года № 327 утверждена новая схема теплоснабжения города Н. Ломов. В соответствии с новой схемой указанный участок тепловой сети был исключен.
Таким образом, вывод из эксплуатации участка тепловой сети, по которому осуществлялось теплоснабжение вышеуказанного дома, не был предусмотрен действующей на тот момент схемой теплоснабжения. А значит ООО "ТП", как законный владелец тепловых сетей, должно было осуществить планируемый вывод из эксплуатации в соответствии с пунктом 16 - 17 Правил вывода из эксплуатации тепловых сетей.
Пунктами 16 - 17 Правил вывода из эксплуатации тепловых сетей предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации, в случае если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
К уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Для согласования с потребителями тепловой энергии собственник или иной законный владелец тепловых сетей уведомляет потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении. Потребители обязаны направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей в течение 15 дней со дня получения уведомления согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения. В случае неполучения в течение 15 дней согласования потребителей вывода тепловых сетей из эксплуатации вывод их из эксплуатации считается согласованным и к уведомлению о выводе их из эксплуатации, направляемому в орган местного самоуправления, прикладываются уведомления о вручении почтовых отправлений, направленных потребителям.
Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
ООО "ТК" на момент вывода из эксплуатации вышеуказанного участка тепловой сети не использовало котельную "НЖ" и теплотрассы для оказания услуг теплоснабжения, а значит у ООО "ТК" отсутствовала обязанность по уведомлению жителей.
Как было указано выше, со стороны ООО "ТП", осуществляющего поставку тепловой энергии для целей теплоснабжения вышеуказанного дома, уведомления жителям дома <...> не направлялись.
ООО "ТП" в качестве доказательства согласования с потребителями тепловой энергии предстоящего вывода из эксплуатации участка тепловой сети приложило предупреждения (уведомления о вручении), направленные от имени ООО "ТК", входящего в группу лиц с ООО "ТП".
"Предупреждения" были направлены жителям дома <...> от имени ООО "ТК" в апреле - мае 2013 года (за 5 - 6 месяцев до начала отопительного сезона 2013 - 2014) и содержали сведения о необходимости перевода занимаемого жилого помещения на индивидуальное отопление и предстоящем расторжении договора теплоснабжения. Тем не менее жителей вышеуказанного дома не поставили в известность о предстоящем выводе тепловых сетей из эксплуатации.
Кроме того, сети из эксплуатации были выведены 13.05.2013 г. до момента уведомления со стороны ООО "ТК" всех собственников жилых помещений (28.05.2013) и до окончания срока для направления со стороны жителей разногласий (15 дней).
Из указанного следует, что ООО "ТП", как законный владелец тепловых сетей, не уведомив потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей, тем самым нарушил порядок согласования с потребителями тепловой энергии вывода из эксплуатации тепловых сетей, предусмотренного Правилами вывода из эксплуатации тепловых сетей.
Указанные действия ООО "ТП" привели к тому, что собственники квартир были лишены возможности реализации своих законных прав для направления разногласий по поводу предстоящего вывода из эксплуатации тепловых сетей и ограничены в сроках по переводу жилых помещений на индивидуальное отопление, что повлекло ущемление интересов жителей дома <...>.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО "ТП", выразившиеся в нарушении порядка вывода из эксплуатации тепловых сетей, которое повлекло ущемление интересов жителей дома <...> в г. Нижний Ломов Пензенской области, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать действия ООО "ТП" <...>, выразившихся в нарушении порядка вывода из эксплуатации тепловых сетей, которое повлекло ущемление интересов жителей дома <...> в г. Нижний Ломов Пензенской области, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В отношении ООО "ТК" производство по делу № 2-03/27-2013 прекратить в связи с отсутствием в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "ТП" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
К.О.Н.
Члены Комиссии:
Д.Е.Н.
П.Е.А.
П.В.И.


------------------------------------------------------------------